uk en-us

Категория Главная  

Приемы метания сюрикэнов


2014-04-06 00:00:00

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др., используются самые различные способы метания сюрикэнов. Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом ханкайтэн-дахо и бросок без оборота тёку-дахо. При броске вращение вокруг поперечной оси стара-

приемы метания сюрикэнов

Рис. 88. Техника метания бодзё-сюрикэн: сверху — бросок без оборота тёку-дахо; снизу —бросок с полуоборотом ханкайтэн-дахо

Ются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих концов рис. 88—89.

Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью

Опирается на воздух эффект крыла, что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Однако Нава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по нин-дзюцу мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать

приемы метания сюрикэнов

Рис. 89. Приемы метания и способы хватов сюрикэнов. Сверху слева — движение руки при броске ёко-ути, справа — движение при броске хон-ути, под ними — движение руки при броске гяку-ути, справа — правильный способ хвата бодзё-сюрикэн, внизу — правильный хват дзюдзи-сякэн

Двояко. С одной стороны, сюрикэны могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.

Ниндзя должен был научиться метать сюрикэны из любого положения — стоя, сидя на коленях, лежа, на бегу, под любым углом, правой и левой руками, по разным траекториям, с выхватыванием из разных мест — из-за отворота курт-

Ки, из-за пояса, из нарукавников или обмоток и т. д. Например, в Катори Синто-рю в разделе сюрикэн-дзюцу изучают 7 базовых способов метания омотэ-но сюрикэн, 8 способов средней сложности «гогё-но сюрикэн» — «сюрикэны 5 первоэлементов» и 9 секретных способов гокуи-но сюрикэн.

В качестве основных способов метания сюрикэнов можно назвать следующие рис. 90:

приемы метания сюрикэнов

6 5 4 3 2 1

Рис. 90. Техника метания бодзё-сюрикэн: вверху — тодзи-но ката; во втором ряду слева — ёко-ути; справа — хон-ути; в третьем ряду слева — дза-ути; справа — гяку-ути; в нижнем ряду слева направо — хандза тодзи-но ката, хандза гяку-ути, хандза ёко-ути, хандза хон-ути

приемы метания сюрикэнов

Рис. 91. Техника метания бодзё-сюрикэн: вверху — переход от броска сюрикэна к удару мечом; в середине слева — нэ-ути; справа — интю-ути; внизу — дзюдзи-ути

Тодзи-но ката — метание сюрикэна рукой, разноименной впереди стоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз;

Хон-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впереди стоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз;

Ёко-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впереди стоящей ноге, горизонтальным движением;

Гяку-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впереди стоящей ноге, вертикальным движением снизу вверх;

Дза-ути — метание сюрикэна вертикальным движением сверху вниз в положении сидя на коленях сэйдза;

Хандза тодзи-но ката — тодзи-но ката в положении на одном колене;

Хандза хон-ути — хон-ути в положении на одном колене;

Хандза ёко-ути — ёко-ути в положении на одном колене;

Хандза гяку-ути — гяку-ути в положении на одном колене.

Более сложные и специфические варианты метания сю-рикэнов включают рис. 91:

Нэ-ути — метание сюрикэнов в положении лежа;

Дзюдзи-ути — одновременное метание двух сюрикэнов в две стороны, при котором правая рука выполняет бросок вертикальным движением сверху вниз в форме тодзи-но ката, а левая бросок ёко-ути;

Онкэн-ути «потайное лезвие» — метание сюрикэнов с мгновенным выхватыванием из потайных кармашков;

Интю-ути «[бросок, оставаясь] в тени» — бросок в кромешной тьме из положения лежа ничком на земле с мгновенным вставанием и последующей сменой позиции;

Хая-ути «быстрое метание» — способ метания, при котором сюрикэны бросают один за другим правой рукой, а большой палец левой руки, сжимающей несколько лезвий, движением, напоминающим выдвигание карты из колоды, один за другим подает «снаряды».

Сюрикэны совсем не обязательно метали по одному. Известны способы метания одновременно двух и трех сякэн.

Благодаря одному такому броску ниндзя мог разом оставить своего преследователя без обоих глаз, ранить обе ноги.

На какой же дистанции сюрикэн действительно опасен? Нава Юмио указывает, что дальность эффективного огня из японского фитильного ружья — около 55 метров, из лука — около 30 метров. Бодзё-сюрикэн можно прицельно метать на дистанции в 7—8 метров, а сякэн— 12—16 метров. О скорости метания сюрикэнов рассказывает следующая пословица, имевшая хождение среди последователей бу-дзюцу: «икки гокэн» — «один вдох-выдох, пять ножей», а согласно Наве Юмио, пять сякэнов бросают за 10—20 секунд.

При этом дистанция боя с противником, вооруженным копьем, алебардой или кусари-гамой, составляет около 5 с половиной метров. Дистанцию в 12—15 метров противник пробегал за каких-нибудь 2—3 секунды. Будучи вооружен копьем, он выходил на удобную для себя дистанцию и того быстрее. Следовательно, у бойца вооруженного сякэном или бодзё-сюрикэном при лобовом столкновении времени хватало лишь на один, максимум два броска в стремительно набегающую цель. В такой ситуации вряд ли можно вести эффективный прицельный огонь. Скорее бросок сюрикэна преследовал цель напугать противника, задержать, отвлечь его внимание. Затем надо было переходить к бою на стандартном оружии, каковым чаще всего являлся меч. Поэтому во всех школах, включавших раздел сюрикэн-дзюцу, изучались способы метания с последующими ударами мгновенно выхваченным мечом.

Мишенями при метании сюрикэнов были глаза, точка между глаз микэн, виски комэками, дыхательное горло, область сердца, различные уязвимые места на руках и ногах как правило те, где артерия проходит неглубоко и другие. Так как главные мишени находятся на лице, метание сюрикэнов отрабатывали на круглой мишени диаметром около 24 см. Считается, что именно таково сред-

Нее расстояние от точки микэн до яремной ямки. Впрочем, сами ниндзя называли сюрикэн-дзюцу «искусством, не превышающим третьей части» самбука-но дзюцу, имея в виду, что попадание в мишень хотя бы одного сюрикэна из трех уже является успехом. Поэтому умение в мгновение ока осыпать область мишени градом сюрикэнов ставилось выше умения попасть сто раз из ста. Кроме того, ставка делалась и на яд, покрывавший лезвие.

Сюрикэны использовали не только для нанесения урона живой силе врага. Ниндзя прорезали ими стены, загородки и ширмы, поддевали гвозди, просверливали дырочки для наблюдения, взламывали замки, использовали как подножки при лазании по деревьям и стенам и т. д. и т. п.

В рамках каждой из крупных традиций нин-дзюцу — Ига-рю, Кога-рю и Нэгоро-рю — сложились одноименные школы сюрикэн-дзюцу, но мы не располагаем о них практически никакой конкретной информацией.




Похожие статьи

 Техника фехтования всеми видами оружия ниндзя
 КУМО-БАСИГО - «ЛЕСТНИЦА-ПАУК» ниндзя
 ОО-КУНАЙ - «БОЛЬШОЙ КУНАЙ», КО-КУНАЙ - «МАЛЫЙ КУНАЙ» ниндзя
 КАВАРИМИ НИНДЗЯ
 


Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям