uk en-us

Категория Главная  

ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА НИНДЗЯ


2015-11-05 00:00:00

Главным условием выживания ниндзя было искусство оставаться невидимым — «онсин-дзюцу». Если его присутствие замечали, немедленно начиналась азартная охота на человека с использованием всех средств, включая дрессированных собак. Тогда уже нельзя было сказать наверняка, чем кончится дело.

Ниндзя знал, что в плену его ждет жестокая казнь после изощренных пыток. Пытки умело дозировали, растягивая мучения жертв на несколько дней. А потом варили их заживо в огромном котле как Исикава Гоэмона, сдирали кожу лоскуток за лоскутком такова была участь некоего Тоцука, перепиливали пополам тупой пилой либо сажали на кол...

Впрочем, опытный ниндзя имел в своем распоряжении достаточно средств, чтобы успешно выполнить порученное ему задание под самым носом врага. В этих средствах не было ничего такого, что выходило бы за пределы человеческих возможностей. Отличное знание законов природы, хорошее понимание психологии людей и животных, точный расчет, хладнокровие, мужество — вот и все, чем он располагал. Однако японская пословица гласит, что «и обезьяна порой падает с дерева». Поэтому ниндзя самым тщательным образом готовился к любой операции, стараясь не упустить из виду ни одной мелочи, проявляя под-линньге чудеса изобретательности.

Одетый в костюм черного, серого или синего цвета а зимой на снегу в белом, с повязкой, прикрывающей лицо, ниндзя стремился слиться с окружающей средой. Подолгу сохраняя неподвижность где-нибудь в укромном уголке, или образуя одно целое со скалой, вырисовывающейся на фоне ночного неба, прильнув к потолочной балке погруженной в сумрак, прячась среди листвы, а то и на открытом со всех сторон рисовом поле, ниндзя мог очень долго оставаться незамеченным, хотя и видимым. Это обстоятельство напоминает кукловодов японского театра Бунра-ку, которые словно растворяются за спинами своих удивительных кукол. Они есть, и в то же время их не замечают, они как бы в самом деле «невидимы»...

Иногда ниндзя устраивал настоящий спектакль, подтверждавший миф о его невидимости. Известна уловка одного лазутчика, заранее позаботившегося о том, как обеспечить отход. Преследуемый по пятам, он в самый критический момент завернул за угол стены и словно сквозь землю провалился. Перед глазами ошеломленных самураев не было ничего, кроме ровной поверхности земли и стены. Всего какой-то миг, в течение которого они не могли видеть этого дьявола, и оказалось, что ему достаточно мига, чтобы уйти прямо из рук. А все объяснялось просто. Ниндзя заранее вырыл в земле небольшую ямку, которую до краев заполнил пеплом. В нее он и погрузился с головой, сжавшись в комок и дыша через трубку.

Очень часто ниндзя пользовались отвлекающими маневрами. Некоторые из них могут сегодня показаться слишком грубыми и примитивными. Но рассуждая подобным образом, мы забываем о поголовном невежестве людей той далекой эпохи, и силе их веры в колдовство, чудеса, оборотней. Известно немало случаев, когда ниндзя в безвыходной ситуации взрывал свою знаменитую гранату-петарду нагэ-тэппо, дававшую яркую магниевую вспышку, много дыма и сильный грохот. В тот же момент он ловко надевал деревянную маску злобного демона и возникнув в ней из дыма и пламени, смертельно путал врагов. А затем исчезал в огне

И дыму нового взрыва. Этот прием назывался «ониби-но-дзюцу» — «искусство огня демона».

Все методы и приемы маскировки ниндзя основывались на даосском принципе соответствия пяти природным стихиям — Дереву, Огню, Земле, Металлу, Воде гогё-сэцу. Считалось, что человек, в совершенстве овладевший этими пятью методами, постиг главный закон Природы — закон круговорота, извечного и непрерывного превращения одних вещей и явлений в другие. Поэтому такому человеку становится по плечу любое предприятие!

Согласно обычаю японцев не делать прямых указаний на суть явлений, ниндзюцу называет методы маскировки методами «отхода» надо понимать, чтобы «стать невидимым» — «тонпо». Методы эти таковы:

1. Использование Дерева моку-тон, т. е. всех видов растений: деревьев, кустарника, травы, листвы, цветов, злаков, лиан, зарослей бамбука. Этот метод подразделяется на два способа:

А Способ травы куса-гакурэ. Высокая трава как правило, выше человеческого роста и кустарники, которыми изобилуют равнины Японии, всегда служили хорошим естественным укрытием. В такой траве можно ходить даже днем без особого риска оказаться замеченным. При длительном пребывании на одном месте наблюдение, засада, ожидание условленной встречи нетрудно было самому превратиться в кочку, поросшую травой либо мхом, или стать зеленым кустом;

Б Способ барсука тануки-гакурэ. Это значит взобраться на дерево и прижаться к его могучему стволу или толстой ветке, залезть в невидимое снизу дупло, укрыться среди пышной листвы.

2. Использование Огня, т. е. пламени, дыма, газов и взрывчатых веществ ка-тон. Этот метод включал четыре способа:

А Способ отвлекающего поджога хицукэ-гакурэ. Поджигая сухую траву или кустарник, бамбук, строения, можно было спрятаться за стеной бушующего огня и пеле-

Ной дыма, отвлечь внимание противника, направить его по маршруту, далекому от пути следования ниндзя. Этот способ применялся очень часто, так как был прост и эффек-тивек;

Б Способ взрыва хидама-гакурэ использовался тогда, когда надо было вызвать шок вспышкой и грохотом взрыва. Для этого применяли самодельные ручные гранаты, взрывавшиеся от удара о твердую поверхность. Их убойная сила была невелика, зато вспышка ослепляла, а грохот бил по ушам, благодаря чему преследователи на какое-то время теряли ориентацию в пространстве. Этого времени лазутчику обычно хватало для того, чтобы ускользнуть. Иногда гранаты подкладывали в костер или очаг. Неплохой результат давали куски бамбука и каштаны, брошенные в огонь. Взрываясь, они имитировали ружейный огонь, что также отвлекало внимание;

В Способ «адского» пламени ониби-гакурэ. Имеется в виду упоминавшийся уже трюк с выдуванием огня через трубку или прямо изо рта, в сочетании с уродливой маской черта;

Г Способ ядовитого дыма докуэн-гакурэ. С помощью специальных «дымовух», а то и простым подбрасыванием в огонь сырого мха, зеленой листвы и некоторых растений аконит создавался обильный дым, производивший слезоточивое и удушающее воздействие.

3. Использование Земли дзи-тон, т. е. рельефа местности, возможностей почвы, камней, скал, песка и сооружений из этих материалов. Работая с «землей», выделяли три основных способа:

А Способ тритона имори-гакурэ. Это умение «прилипнуть» к земле, скале, стене, любой другой поверхности и полностью слиться с ней;

Б Способ перепелки удзура-гакурэ. Подобно перепелке втиснуться в небольшую щель между деревьями, камнями, строениями, заполнив проем своим телом, или залезть в яму, а то и вообще закопаться в землю, дыша через самый кончик носа или через специальную трубку;

В Способ путала какаси-гакурэ. Это имитация в полумраке рассвета и неверном свете лунной ночи контуров привычных предметов: огородного пугала, каменного фонаря или статуи и т. п.

4. Использование Металла кин-тон, т. е. различных металлических предметов для отвлечения внимания противника и для затруднения движения преследователей. Можно назвать три способа использования металла в указанных целях:

А Создание ложного шума кама-гакурэ, от слова «кама», означающего в данном случае металлическую посуду. Прикрепив металлический предмет к концу тонкой веревки или прочной нити и дергая за другой конец, можно было вызвать шум вдали от себя, заставляя стражу устремляться туда. Тот же результат давало забрасывание предметов в дальние утлы крепостных укреплений и внутренних покоев;

Б Разбрасывание монет до-гакурэ. Этот способ был хорош днем, на людных улицах, где всегда полно зевак и нищих. Они кидались подбирать медяки, возникала свалка, переходящая в массовую драку, что преграждало путь погоне;

В Разбрасывание шипов тэцубиси-гакурэ. Простой, но результативный способ, надежно замедлявший движение преследователей, как пеших, так и конных. Способ настолько хорош, что широко применяется по сей день, в том числе против автомобилей.

5. Использование Воды суй-тон. Мы уже знаем, что ниндзя чувствовал себя в воде как в родной стихии. Наиболее распространенными способами использования воды в целях маскировки и отрыва от противника являлись следующие два:

А Способ черепахи камэ-гакурэ — длительное пребывание под водой с дыхательной трубкой «мидзу-дзуцу»;

Б Способ водорослей кицунэ-гакурэ — имитация клубка водорослей или иного предмета бревна, трупа, влекомого водой вниз по течению, а в непроточной воде

Болтающегося на одном месте стоит напомнить в этой связи, что в эпоху средневековья очень немногие люди умели плавать, поэтому водоем был самым надежным укрытием, при отсутствии лодок, разумеется...

Маскировке весьма способствовало творческое использование атмосферных явлений тэнмон-дзюцу. Так, лунный свет отбрасывает причудливые тени, в которых легко спрятаться от чужих глаз. Снегопад заметает все следы, а дождь их смывает и к тому же надежно сбивает со следа собак. Яркое солнце слепит глаза, туман резко ограничивает видимость, ветер заглушает любой шум, даже стук копыт особенно, если они обмотаны тряпками и уносит прочь запахи. Туча, закрывшая солнце или луну, позволяет мгновенно сменить направление движения или прибегнуть к другому способу камуфляжа.

Еще ниндзя широко применяли ослепляющие средства данный метод назывался «мэцубиси-дзюцу». Как правило, в качестве таковых употребляли порошки, составленные из толченого красного перца, золы, жгучей извести, крепкого табака, размолотой яичной скорлупы и т. п. наполнителей, помещенных в бумажный пакет, трубку с затычкой, скорлупу ореха, пустое яйцо. Иногда вместо едких порошков в лицо врагу швыряли мелких животных, чаще всего небольших ядовитых змей. Этот технический прием получил название «инубуэ-дзюцу». Само собой понятно, что ниндзя свое тело содержал в чистоте, чтобы не выдать себя запахом пота и грязи, а уходя от собак, не забывал сыпать порошок, отбивающий у них обоняние...

* * *

Переходя от истории к современности, следует подчеркнуть, что в искусстве маскировки нет никаких секретов. Все зависит от собственной сообразительности, выдержки и опыта. Одни добиваются немалых успехов в этом искусстве. Другие подобны страусу, засунувшему голову в песок и воображающему, будто его никто не видит. Регулярные

Тренировки на местности с различным рельефом — неотъемлемая часть программы любой школы ниндзюцу. Напомню вкратце некоторые принципы, позволяющие систематизировать процесс. Спрятаться — значит полностью слиться с той средой, в которой приходится действовать. Смысл этого принципа в том, чтобы ничем не выделяться, особенно лицом и взглядом. Ведь лицо и глаза являются самой притягательной, а значит наиболее заметной частью тела. Поэтому лицо надо закрывать маской или раскрашивать, а ведя наблюдение за условным противником, никогда не смотреть прямо на него.

Смотреть и слушать, оставаясь при этом невидимым и неслышимым — вот чему должен учиться лазутчик. Здесь есть над чем поработать. Попробуйте, например, пару часов сохранять полную неподвижность, спрятавшись где-нибудь в зарослях, и при этом не заснуть, не выдать себя дыханием, взглядом, тенью, случайным звуком. Вы сразу же убедитесь, как это трудно! Научитесь также правильно двигаться. Движение привлекает внимание не само по себе, а только тогда, когда оно чем-то выделяется. Если идти в толпе слишком быстро, или наоборот как бы украдкой, вы неизбежно начнете обращать на себя внимание. Точно так же бросается в глаза человек, неизвестно почему согнувшийся в три погибели, перебегающий от дерева к дереву, ползущий в траве, когда все вокруг ходят обычным образом. Если требуется пересекать открытое пространство, то старайтесь делать это самым естественным и непринужденным способом. По крайней мере, противник в таком случае не сообразит, что вы хотели избежать встречи с ним.

Попробуйте незаметно следить за кем-нибудь из случайных прохожих, но так, чтобы он на протяжении нескольких часов и даже целого дня не почувствовал этого. Договоритесь с партнером и по очереди пытайтесь наблюдать и ускользать друг от друга. Можно устраивать нечто вроде командных соревнований такого типа в лесу, в поле и в городских условиях. Научитесь ходить легкой походкой, не шаркая ногами, не цепляясь за окружающие предметы, без

Стука и скрипа открывать и закрывать двери, вообще делать все бесшумно. Это должно стать вашей привычкой, ежедневным, ежеминутным тренингом. Научитесь быть незаметным в любой компании, в любом месте, тем, о ком всегда забывают, кого не могут ни вспомнить, ни толком описать. Вам это не нравится? Вы хотите быть всегда и везде в центре внимания? Что ж, это ваше право. Но, в таком случае, ниндзюцу — занятие не для вас.

Короче говоря, осваивать «онсин-дзюцу», это значит учиться двум взаимосвязанным вещам: оставаться незаметным среди природы, а также среди людей. Нигде и ничем не выделяться, не привлекать любопытных взоров и ушей. Быть обыкновенным, скучным и неинтересным дя окружающих...




Похожие статьи

 Техника иай-дзюцу — искусства обнажения меча
 БОЕВЫЕ ШЕСТЫ И ДУБИНКИ ниндзя
 ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ НИНДЗЯ
 МОКУТАТИ - «ДЕРЕВЯННЫЙ МЕЧ» ниндзя
 


Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям